Защита права на псевдоним

Если отбросить лирику, то успешный, известный миллионам поклонников псевдоним или раскрученный персонаж – не что иное, как бизнес-проект, способный приносить огромную прибыль. В первую очередь это относится к музыкальной индустрии. Естественно, возникает вопрос о том, кто обладает правом выпускать продукцию под таким брендом – исполнитель или продюсер/звукозаписывающая компания, и как данным субъектам защитить это право? К примеру, когда братья Джексоны из J5 разорвали отношения с Motown Records, им пришлось переименоваться в The Jacksons. А права на раскрученное название остались у лейбла.

Чтобы всесторонне раскрыть данную тему, следует рассмотреть правовой и коммерческий аспекты не только успешного псевдонима, но и таких понятий как «товарный знак» и «персонаж».

Псевдоним как объект права

Для лучшего понимания правового статуса псевдонима можно проследить следующую цепочку.

В п.1 ст.1265 ГК РФ дается определение права автора на имя. Там говорится, что автор может использовать продукт интеллектуальной собственности или давать согласие на его использование другим лицом под своим именем или псевдонимом, а также анонимно. Однако такое право непередаваемо, даже в том случае, если другое лицо получило исключительные права на само произведение или права на его использование. Также упоминается и ничтожность отказа автора от права на имя. Может показаться, что под псевдонимом понимается нечто личное, неотделимое от автора, не обладающее возможностью отчуждения, как и авторские права.

Однако в п.4 ст.19 ГК РФ говориться, что с согласия лица имя и псевдоним могут быть использованы другими гражданами в творчестве или бизнесе, кроме тех случаев, когда третьи лица могут быть введены в заблуждение, принимая этих граждан за реального носителя имени или псевдонима. В качестве примера такого заблуждения можно вспомнить ситуацию с многочисленными клонами группы «Ласковый май», когда десятки тысяч людей были обмануты, покупая билеты «на Юру Шатунова».

Получается, что закон допускает разрешение использования псевдонима. Следовательно, возможен и запрет. В этом контексте псевдоним очень близок к объекту правовой защиты. Однако в ст. 1225 ГК РФ, определяющей защищаемые продукты творческой деятельности, в качестве такового он не упоминается. Но из ст. 1265 и 19 ГК РФ следует, что псевдоним является «вымышленным именем». И слово «вымышленный» позволяет рассматривать псевдоним как «другое произведение», упоминаемое в п.1 ст. 1259 ГК РФ. Таким образом, можно принять псевдоним как понятие очень близкое к объектам правого регулирования, несмотря на его отсутствие в 1225 статье. А значит, псевдоним вполне может сопровождаться чем-то похожим на лицензирование, то есть разрешением на использование, упомянутым в 19 статье. И право выдавать или отбирать такую «лицензию» принадлежит исполнителю. Получается, что заработок продюсера/лейбла зависит от желаний последнего.

Исключением являются ситуации, когда продюсер сам придумывает псевдоним. И в заключенном с артистом контракте четко прописывается, что все права на использование вымышленного имени принадлежат продюсеру. Примером может служить сотрудничество Ю. Айзеншписа и Димы Билана (наст. имя Виктор Белан). Последний полностью согласился, что псевдоним – результат творческой деятельности Айзеншписа. Впоследствии продюсер продал права одной из продакшн-компаний.

Но и здесь у артиста есть возможность маневра. Тот же В. Белан поменял собственное имя на Дима Билан и продолжил выступать. Его юристы использовали в качестве аргумента тот факт, что никто не имеет права запретить лицу осуществлять творческую деятельность под собственным именем.

К тому же выступать под навязанным условиями договора псевдонимом согласятся лишь не известные публике исполнители

Товарный знак как объект права

Пункт 1 статьи 1482 ГК РФ определяет, что товарным знаком (ТЗ) может стать, в том числе, и «словесное обозначение». Следовательно, можно получить свидетельство на псевдоним в Роспатенте как на ТЗ. И это позволит эффективно бороться с любыми попытками использовать псевдоним в целях обогащения без согласия его обладателя. На его стороне и суды, и правоохранительная система. Так как ТЗ четко определен в законодательстве как объект права.

Для исполнителя в этом случае ситуация складывается замечательно. А вот продюсер или студия снова оказываются в зависимом положении. Беря на себя всю процедуру регистрации и ее продление, они обязаны предоставить в Роспатент согласие артиста на такие действия. Но, как показывает практика, сотрудничество исполнителя и продюсера/лейбла нередко заканчивается конфликтом со всеми вытекающими.

Поэтому продюсеру/лейблу целесообразней позаботиться о своих правах заранее и рассмотреть возможность создания и продвижения персонажа.

Персонаж как объект права

В пункте 7 статьи 1259 ГК РФ говориться, что авторскими правами защищены и отрывок произведения, и его наименование, и персонаж в том случае, если эти части произведения могут считаться самостоятельными продуктами творчества и попадают под требования третьего пункта указанной статьи.

Последний гласит, что авторскими правами защищаются получившие массовое распространение или не получившие его произведения, как-либо выраженные: письменно, устно (публично исполненные, произнесенные), с помощью изображения, звуковой записи, видеоролика, в форме объемно-пространственного объекта. Все это вполне применимо к персонажу.

То есть, после создания персонажа он автоматически попадает под правовую защиту. Следовательно, можно выдавать лицензию на его использование в коммерческой, творческой или иной деятельности. Кроме того, можно заключить договор с артистом, который станет, по сути, исполнителем роли созданного персонажа.

Практически это выглядит так. Продюсер/студия создают персонаж, получая исключительные права на его использование. Затем находят подходящего музыканта, певца, который будет лишь играть роль. В этой ситуации они не зависят от артиста, как в случае с псевдонимом.

В качестве примера можно привести ведущую радиошоу Black2White Лену Горностаеву. Многие слушатели были уверены, что у микрофона реальный человек. Но позже оказалось, что под этим медийным персонажем вещала Екатерина Лопарева. Когда она покинула шоу, Леной Горностаевой стала другая ведущая.

Как защитить свои права продюсерам и артистам

Исходя из трех рассмотренных объектов представителям шоу-бизнеса можно взять на вооружение некоторые рекомендации.

Артистам:

  • Псевдоним должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при возникновении претензий со стороны других лиц легко можно было доказать его принадлежность конкретному исполнителю. Здесь поможет публикация псевдонима в СМИ, информация на выпущенном альбоме.
  • Отличная возможность защититься – получение свидетельства в Роспатенте на псевдоним как на товарный знак. Так проще бороться с пиратами и «клонами». Можно продать лицензию на использование ТЗ. А при сотрудничестве с продюсером появляется возможность диктовать свои условия.

Продюсерам:

  • Для исключения зависимости от поведения исполнителя лучше создать персонаж. В этом случае продюсер обладает исключительным правом на его использование. А артист лишь исполняет роль за оговоренную в контракте оплату или выступает по лицензии правообладателя.
  • Созданный персонаж легко зарегистрировать как ТЗ на свое имя. В этом случае не возникнет таких сложностей, как в случае регистрации в качестве товарного знака псевдонима, принадлежащего артисту.

Участие юриста убережет от ошибок. В нынешних условиях на таких вопросах специализируются как юридические конторы, так и отдельные специалисты.

Интернет-предпринимательство

Использование псевдонимов и персонажей в основном касается шоу-бизнеса, кинематографа, литературной деятельности. Но оно становится все более актуальным и в интернете. Видеоблогерство переживает небывалый подъем. Это целая индустрия с оборотами, исчисляемыми миллиардами долларов. Соответственно возникают вопросы защиты прав. Ведь не секрет, что за многими блогерами, экспертами, коллективными проектами стоят либо отдельные продюсеры или те, кто исполняет их функции, либо целые мультимедийные компании.

Поэтому вышеизложенное в равной мере относится и к участникам этой сферы.

Опишите ситуацию, чтобы мы помогли в решении вашего вопроса
+7 (383) 292 62 02






    Контактная информация
    Приходите к нам в уютный офис в центре города.
    Звоните или пишите — мы всегда на связи!
    Телефон
    +7 (383) 292 62 02
    Адрес
    Новосибирск, ул. Красный проспект 65, 5 этаж, офис 508, главный вход Федерация Профсоюзов